Требования к кандидату на аттестацию по разрушающим и другим видам испытаний

Выписка из СДА-24-2009 «Правила аттестации (сертификации) персонала испытательных лабораторий».

4. Общие требования к кандидатам на аттестацию

4.1. Кандидат, претендующий на присвоение квалификационного уровня, должен иметь соответствующее высшее или среднее образование (приложение 1), теоретическую подготовку и опыт практической работы по испытаниям под контролем специалиста, имеющего II уровень квалификации.

4.2. Для допуска к экзаменам на соответствующий уровень кандидат должен пройти подготовку по определенному виду испытаний. Минимальные подтверждаемые сроки подготовки кандидатов на I уровень не менее 40 часов и на II уровень квалификации не менее 80 часов.

Подготовка включает как теоретический (общую и специальную части), так и практический (не менее 50% от общего времени подготовки) курсы.

Примечания:

1. В соответствии с законодательством России эквивалент рабочей недели равен 40 часам.

2. Допуск к аттестации на II уровень осуществляется после прохождения подготовки в объеме суммарного времени для I и II уровней.

3. Уменьшение общего требуемого времени подготовки может быть разрешено НОАП кандидатам, имеющим высшее техническое или естественнонаучное образование.

4. Допускается уменьшать до 50% сроки подготовки персонала, осуществляющего только отбор, первичную обработку и хранение проб и образцов для испытаний или аттестуемых в ограниченной области испытаний.


Подготовка кандидатов


5. Квалификационные требования к персоналу испытательных лабораторий

5.1. К лицам, аттестуемым на I, II и III уровни квалификации, определены соответствующие квалификационные требования.

5.2. Лицо, аттестуемое на I уровень квалификации, должно обладать знаниями, умениями и навыками в объеме требований п.3.1.1, п.3.2.1, п.3.3.1 приложения 3 к настоящим Правилам.

Специалист I уровня квалификации выполняет работы по испытаниям, по инструкции и под наблюдением персонала II или III уровня квалификации.

Специалист I уровня должен уметь:

  • настраивать оборудование, с помощью которого осуществляются испытания в соответствующей области;
  • выполнять испытания в области, в которой он аттестован;
  • описывать результаты испытаний.

Специалист I уровня не осуществляет самостоятельно выбор методик испытаний, оборудования, технологии и режимов испытаний, не проводит оценку результатов испытаний.

5.3. Лицо, аттестуемое на II уровень квалификации, должно обладать знаниями, умениями и навыками в объеме требований п.3.1.2, п.3.2.2, п.3.3.2 приложения 3 к настоящим Правилам.

Специалист II уровня квалификации:

  • обладает квалификацией, достаточной для осуществления и руководства испытаниями в соответствии с утвержденными нормативными и техническими документами, выбора методик испытаний, ограничения области применения испытаний;
  • выполняет работы по испытаниям, настраивает оборудование;
  • документирует результаты испытаний;
  • руководит специалистами I уровня, ведет их подготовку;
  • знает и выполняет все требования, относящиеся к специалистам I уровня;
  • производит выбор методик испытаний и соответствующего оборудования, выдает заключение по результатам испытаний, выполненного им самим или под его наблюдением специалистом I уровня.

5.4. Лицо, аттестуемое на III уровень квалификации, должно обладать знаниями, умениями и навыками в объеме требований п.3.1.3, п.3.2.3, п.3.3.3 приложения 3 к настоящим Правилам.

Специалист III уровня квалификации обладает квалификацией, достаточной для руководства любыми операциями в той области испытаний, в которой он аттестован, в том числе:

- самостоятельно осуществляет выбор методик, оборудования и персонала;

- руководит работой персонала I, II уровней, а также выполняет работы, отнесенные к компетенции последних;

- проверяет и согласовывает технологические документы, разработанные специалистами II уровня квалификации;

- разрабатывает методические документы по испытаниям;

- оценивает и интерпретирует результаты испытаний;

- принимает участие в подготовке, аттестации персонала на I, II, III уровни квалификации, если он уполномочен НОАП;

- проводит контроль работ, выполненных персоналом I и II уровней квалификации;

- производит выбор методик и средств испытаний, выдает заключение по результатам испытаний, выполненного им самим или под его наблюдением специалистом I уровня.

Приложение 3 (СДА-24-2009)

Требования к квалификации персонала испытательных лабораторий

3.1. Требования к квалификации персонала лабораторий разрушающих и других видов испытаний

3.1.1. Требования к квалификации специалиста I уровня.

3.1.1.1. Специалист I уровня квалификации имеет право проводить испытания тем методом, на который он аттестован, в строгом соответствии с методиками, технологическими инструкциями и под наблюдением персонала II или III уровня.

3.1.1.2. Специалист I уровня должен знать:

    • общие закономерности по физике, химии, электронике, механике, технологии материалов и материаловедению;
    • типы дефектов, вероятные зоны и основные причины их образования в конкретных объектах;
    • принципы, основные физические процессы, на которых базируется метод контроля, назначение и область его применения;
    • принципы устройства и работы, органы управления и порядок настройки аппаратуры;
    • правила электробезопасности и пожарной безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации технических устройств, поднадзорных Росгортехнадзору.

3.1.1.3. Специалист I уровня должен уметь:

    • настраивать оборудование, с помощью которого осуществляются испытания соответствующим методом;
    • подготавливать объект к испытаниям;
    • производить настройку и регулировку аппаратуры;
    • рационально организовывать свое рабочее место;
    • выполнять испытания методом, на который он аттестован;
    • регистрировать результаты испытаний;
    • представлять отчет по результатам испытаний;
    • выполнять необходимые операции с объектом по завершении контроля.

3.1.2. Требования к квалификации специалиста II уровня.

3.1.2.1. Специалист II уровня должен знать:

    • основы сопротивления материалов, механики разрушения, технологии материалов и материаловедения;
    • принципы, основные физические процессы, на которых базируется метод испытания, назначение и область его применения;
    • принципы устройства и работы, органы управления и порядок подготовки испытательного оборудования;
    • измеряемые характеристики, методы оценки точности и достоверности полученных результатов;
    • правила электробезопасности и пожарной безопасности;
    • нормативные и методические документы по испытаниям (стандарты, методики и т.д.);
    • основы других методов испытаний;
    • порядок организации участков и рабочих мест при испытании образцов конкретным методом.

3.1.2.2. Специалист II уровня квалификации должен уметь:

    • разрабатывать чертежи (эскизы) испытательных образцов;
    • подготавливать и проверять работоспособность испытательного оборудование к проведению испытаний;
    • рационально организовывать свое рабочее место;
    • правильно документировать, толковать и оценивать результаты в соответствии с применяемыми стандартами, нормами, руководящими документами;
    • оформлять результаты контроля с выдачей соответствующего заключения.

4.1.3. Требования к квалификации специалиста III уровня квалификации.

4.1.3.1. Специалист III уровня квалификации имеет право проведения всех
операций по определенному виду и методу испытаний, производит выбор методики испытания и испытательного оборудования.

4.1.3.2. Специалист III уровня квалификации должен быть компетентным в
следующих вопросах:

- научные основы и современные разработки в области сопротивления материалов, механики разрушения, технологии материалов и материаловедения;

- принципы, физические основы, техническое обеспечение видов и методов испытаний;

- отечественные и зарубежные стандарты (коды) и другие нормативные документы и правила по заявленному виду и методу испытаний;

- опыт применения элементов теории вероятности, математической статистики при обработке результатов испытаний;

- методики испытания по другим видам и методам испытаний;

- вредные экологические факторы данного метода испытания и способы предотвращения их воздействия на окружающую среду и человека;

- принципы планирования и организации работы лабораторий испытаний.
- современное состояние и перспективы развития данного метода испытаний;

- рациональная организация рабочего места, правила электробезопасности и пожарной безопасности.

4.1.3.3. Специалист III уровня квалификации должен уметь:

- определять конкретные методы, испытательное оборудование и методики, подлежащие использованию для конкретных видов испытаний;

- иметь достаточные практические знания для выбора способа и метода испытания и определения критериев браковки;

- выполнять операции испытания, давать оценку и идентифицировать результаты испытания, выдавать заключения о результатах испытаний;

- на основе анализа отечественных и зарубежных стандартов (кодов), руководящих документов, относящихся к практике его работы, разрабатывать методические рекомендации,
методики, инструкции по проведению испытаний;

- организовывать, проводить и руководить экспериментальными исследованиями по данному виду и методу испытаний;

- обеспечивать и контролировать работу специалистов, участвовать в подготовке их к квалификационным экзаменам;

- участвовать в приеме квалификационных экзаменов;

- участвовать в семинарах, конференциях;

- публиковать результаты исследований в научно-технических журналах.

- выполнять операции испытания, давать оценку и идентифицировать результаты испытания, выдавать заключения о результатах испытаний;

- на основе анализа отечественных и зарубежных стандартов (кодов), руководящих документов, относящихся к практике его работы, разрабатывать методические рекомендации,
методики, инструкции по проведению испытаний;

- организовывать, проводить и руководить экспериментальными исследованиями по данному виду и методу испытаний;

- обеспечивать и контролировать работу специалистов, участвовать в подготовке их к квалификационным экзаменам;

- участвовать в приеме квалификационных экзаменов;

- участвовать в семинарах, конференциях;

- публиковать результаты исследований в научно-технических журналах.